Содержание
- В каких случаях можно писать жалобы на МФО
- Каков алгоритм составления жалобы на МФО
- В каких инстанциях ваша жалоба может быть рассмотрена
- В каких случая жалоба на МФО неуместна
Нередко в рамках выбивания своих долгов микрокредитные компании идут на незаконные методы работы: они могут начать допекать клиента бесконечными звонками, терроризировать ближайшее окружение заёмщика, приписывать к телу займа огромные пени и штрафы и многое другое. Нередко мелкие МФО не стесняются даже предлагать клиентам заведомо кабальные кредитные договоры, недействительные с точки зрения закона. О том, как отстоять свои права в рамках закона и куда пожаловаться на плохую МФО – данный материал.
В каких случаях можно писать жалобы на МФО
Законным основанием для требования с вас денег является взятый вами займ с подписанным договором, а также уклонение от его оплаты. В этой ситуации МФО вправе задействовать многие свои меры принуждения: звонки, продажу долга коллекторам, письма, судебные иски и многое другое.
Однако есть и законные основания, которые дают вам право пожаловаться на конкретную МФО. Вот их подробный перечень:
- Отсутствие лицензии на микрокредитную деятельность.
- Несовпадение юридической информации об МФО и информации с сайта.
- Ограничения, вводимые МФО во имя собственной выгоды и затруднения возврата ссуды.
- Разглашение ваших персональных данных сотрудниками МФО.
- Превышение допустимой процентной ставки по микрокредиту (1% в сутки).
- Требование в качестве залога собственности в виде квартиры или комнаты.
- Набежавшие штрафы и пени уже более, чем в 1,5 раза выше тела кредита.
- МФО в одностороннем порядке навязывает клиенту платные, неинтересующие его услуги.
- МФО без вашего ведома изменяет принятые вами ранее условия кредитного соглашения.
- МФО нарушает регламент связи с вами, звоня вам во время, которое запрещено для звонков законом.
- Служба взыскания МФО применяет физическое или психическое насилие, а также вредит вашему ценному имуществу.
Каков алгоритм составления жалобы на МФО
Во-первых, обязательно разыщите созданный для такой жалобы шаблон. В нашем государстве важно, чтобы документ был оформлен по правилам. Образцы документов всегда доступны на сайтах тех организаций, куда вы хотите обратиться. При возникающих трудностях вы можете лично наведаться в ближайшее отделение выбранной организации и очно взять шаблон. Некоторые инстанции всё же допускают написание жалобы в вольной форме. Но тогда обратите внимание, чтобы в жалобе были отражены:
- Юридическая информация организации, куда вы обратились.
- Юридическая информация МФО, на которую подаётся жалоба.
- Информация о взятой вами в этой МФО ссуде.
- Подробное описание жалобы (что именно случилось).
- Ваши данные для связи с вами.
В каких инстанциях ваша жалоба может быть рассмотрена
Зная перечень необходимых данных, а также имея на руках шаблоны, остаётся узнать, какие инстанции могут принять и рассмотреть её по существу. О каждом из вариантов будет рассказано максимально подробно.
Банк России
Обращение в Банк России значимо лишь в случае очень серьёзного нарушения закона со стороны МФО. Вот причины, которые попадают под такое серьёзное нарушение:
- МФО лишена или не получила лицензию на микрофинансовую деятельность.
- Проценты по кредиту превышают разрешённые законом (1% в сутки).
- Сумма процентов и штрафов перекрывает тело кредита более чем в 1,5 раза.
- МФО утаила от клиента подводные камни в виде скрытых услуг.
- МФО без вашего согласия изменила условия подписанного ранее договора.
- МФО обнажила ваши конфиденциальные данные другим людям.
- МФО не оповестила БКИ об успешной ликвидации долга.
В случае, если МФО ещё и имеет официальную лицензию, обращение в Банк России может быть очень полезной мерой. Оформление вашей претензии доступно по ссылке https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint.
Роспотребнадзор
Учитывая, что займ в МФО относится к потребительскому кредитованию, расследованием может заняться и Роспотребнадзор. Они могут принять жалобу в случае:
- Если договор не позволяет продажу долга третьим лицам, однако МФО позволила себе сделать это.
- Если организация взымает скрытые комиссии за отказ от определённых услуг, выгодных МФО, тем самым наживаясь на клиенте.
- Если МФО не предоставила достаточно сведений о том, как вернуть задолженность.
https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/ - эта ссылка ведёт на сайт Роспотребнадзора в раздел оформления жалобы.
Прокуратура
Прокуратура сможет помочь вам в возврате вашей ссуды в той ситуации, когда при возврате долга МФО оказывает на вас и ваше окружение не самое приятное влияние. Например, она может начать звонить вам и родственникам в недозволенное время, а также причинять вам или вашему имуществу физический или моральный вред. Не лишним будет подготовиться к такому обращению и узнать полные ФИО коллекторов, работающих по вашему долгу, а также юридические данные вашего коллекторского бюро.
Финансовый омбудсмен
Этот инструмент относительно новый – финансовых юристов прежде практически не было в ходу. Если сравнивать уровень его воздействия, то он близок к Банку России. Однако личный финансовый юрист имеет намного больше преимуществ, чем Банк России. Например, на то, чтобы уладить ваш вопрос, юристу потребуется не более 1 месяца работы, а всю бумажную волокиту он сможет полностью взять под свой контроль. Вам же останется только явиться в суд – все ваши интересы будут отстояны в полном объёме.
ФССП
Обращение к судебным приставам во многом схоже по сути с обращением в прокуратуру, поскольку обе этих структуры имеют примерно одно и то же происхождение. Если МФО достаёт вас звонками по ночам, вредит вашему имуществу, а также оказывает давление – смело обращайтесь к ним. Ссылка для заполнения формы онлайн - https://fssp.gov.ru/form/
ФАС
Антимонопольная служба поможет уладить вопрос в том случае, если организация, не являясь микрофинансовой, выдаёт себя за таковую. Такое возможно, если у неё нет лицензии Банка России. Также она может помочь в случае, если юридическая информация в договоре хотя бы на одну-две буквы или цифры разница с юридической информацией на сайте. Оформление онлайн-жалобы доступно по приведённой далее ссылке - https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas.
В каких случая жалоба на МФО неуместна
Можно привести два случая, когда в обращении в МФО нет никакого смысла:
- Если МФО не совершала нарушений и вы знаете об этом.
- Если вы заинтересованы во внесудебном решении конфликта.
При первой ситуации суд гарантированно займёт позицию МФО, а потому вместо результата вы получите дополнительные расходы на суд и адвокатов. Во втором случае визит в вышестоящие органы гарантированно понизит доверие к вам представителей МФО, а потому о мирном решении конфликта можно будет забыть.
Если у вас возникли вопросы по данной статье, вы можете написать нашим экспертам и авторам используя эту форму обращения. В нашей команде работают финансовые и кредитные эксперты с опытом, которые с удовольствием помогут вам. Наши эксперты, готовые вам помочь в данной теме: